На главную страницу
Нормативные документы
Платные услуги
План финансово - хозяйственной деятельности
Расходы бюджетов
Администрация школы
Педагогический состав
Публичный доклад
Новости школы
История школы
Учебная работа
Методическая служба
Психологическая служба
Воспитательная работа
Математика
Русский язык и литература
История и обществознание
Естествознание
Начальные классы
Лучшие ученики
|
Публичный доклад МБОУ СОШ №4 за 2013-2014 учебный год
Публичный доклад МБОУ СОШ№4 за 2011-2012 учебный год
Наша главная задача – качественное образование
Организация учебного процесса
Главной задачей минувшего года была реализация требований Федеральной и региональной образовательной политики, обеспечение качественного образования детей микрорайона в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и с Президентской инициативой «Наша новая школа»
В 2011 – 2012 учебном году в школе обучалось 906 учащихся (36 классов).
Учебный план школы сконструирован на основе Базисного учебного плана - гаранта стандартизации образования. Проведена сверка действующих программ, сориентированных на классы возрастной нормы, на их соответствие государственным образовательным стандартам.
Педагогический коллектив через свои рабочие программы успешно реализует новые образовательные стандарты.
В начальной школе в порядке эксперимента обучение в 1-х классах осуществляется по стандартам ФГОС-II.
Учителя активно внедряют в учебный процесс новые образовательные технологии и альтернативные формы обучения:
• Информационно-коммуникационные технологии (использование мультимедийных средств обучения, обучающих компьютерных программ, новых возможностей получения информации).
• Технология «Образование как деятельность»:
а) преобладание диалогических форм обучения над монологическими (урок-исследование, урок-поиск);
б) работа учащихся в составе групп (мастерские построения знаний);
в) постоянная смена конкретных форм деятельности (урок-практикум, урок-турнир, учебный проект);
г) организация исследовательской деятельности учащихся.
• Технология проблемного обучения
• Технология укрупнения дидактических единиц.
• Методы самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
• Интеллектуальный марафон.
• Работа в малых группах.
Опытные учителя высшей и первой квалификационной категории Л.Л.Найда, О.Н.Зеленова, М.И.Зубкова, Т.В.Захарова, Н.Н.Кравченко, В.Г.Прядко, О.Г.Калиновская начали работать по новым стандартам. Создавая систему деятельности по обеспечению равных возможностей и условий для развития, воспитания и обучения каждого первоклассника, они опираются на педагогический опыт, инновационную деятельность.
Впервые в базисном учебном плане в стандартах второго поколения выделены часы на внеучебную деятельность. В текущем учебном году внеучебная деятельность в первых классах организована учителями начальных классов, специалистами по музыке и ритмике по следующим направлениям:
– спортивное направление (ритмика);
– художественно-эстетическое (музыкальный кружок);
– предметные кружки («Математика и конструирование», «Зелёная планета»);
– растим патриотов («Доноведение»);
– проектная деятельность («Исследователь», «Жизнетворчество»);
– социальная работа («Компас в мире профессий», «Живая этика»).
Обучающиеся активно принимали участие в районной научно практической конференции «Мир и мы». Так ученик 3б Кобяцкий Кирилл занял I место в номинации «Начальное образование».
Ведётся работа по социально-психологическому сопровождению образовательного процесса. Психологическое сопровождение осуществляется на всех этапах обучения.
На начальном этапе проводится:
1 классы - диагностика готовности учащихся к обучению, результаты которой отражены в психолого-педагогическом представлении на каждого учащегося;
2 классы – выявляется отношение к оценке со стороны детей и родителей; обследование уровня развития учащихся;
3 классы - диагностика способов познания учащихся, исследование по выявлению собственного мнения детей о своём классе и личных интересах (что нравится и не нравится, что любят и не любят), обследование уровня развития учащихся;
4 классы - обследование уровня развития учащихся, позволяющее учителям среднего звена узнать и понять выпускников начальной школы, продумать формы и методы работы с ними в соответствии с рекомендациями, сделать адаптацию детей в среднем звене более плавной.
5 классы – курс по психологии для улучшения адаптации учащихся;
6-11 классы – исследования по запросам классных руководителей, диагностика одарённости учащихся; выявление выраженности факторов риска развития кризиса и суицида учащихся; определение профессионального типа личности в рамках профориентации; обеспечение психологической готовности учащихся к ЕГЭ.
Во всех параллелях проводятся индивидуальные занятия с учащимися и консультации для детей и родителей, тематические классные часы («Толерантность», «Жизнь без конфликтов» и др.), проведение групповых коррекционно-развивающих занятий по возрастным группам.
Учащиеся 9-х классов проходят предпрофильную подготовку в Аксайском МОУ МУК.
Специфические условия экономического и культурного развития нашего района представлены региональным компонентом содержания, осуществляемым по направлениям: экономическое образование (модули в программах по географии, ОБЖ, информатике и обществознанию; физическая культура (ОБЖ, курсы психологии, ЛФК) и духовная ( введён учебный предмет «Основы православной культуры», а также модули в курсах: литературы, русского языка, истории России, экономической географии, мировой художественной культуры, иностранного языка, музыки и изобразительного искусства).
В соответствии с программой информатизации с целью развития информационно-коммуникативной компетенции учащихся в школе ведутся учебные курсы «Информационные технологии» (8 классы), информатика и ИКТ (в 5-х – 7-х классах).
Уровень обученности учащихся в школе довольно стабильный: своевременно осваивают образовательные программы 97,1% обучающихся (так, в2007- 08 году – 98%, в 2009-10 году – 98%, в 2010-11-98%).
Динамика в освоении образовательных программ учащимися школы год от года улучшается. Так, количество оставленных на повторный курс обучения учащихся в этом году уменьшилось на 1 человека и составило 3 ученика, а условно переведённых в следующий класс (18) соответственно – на 4 меньше, чем в прошлом году. Снизилось на 1% количество учащихся, имеющих по итогам года 1-2 «тройки».
По-прежнему, труднее всего идет освоение программ по русскому языку (99%) , по математике (98%), иностранному языку (99%). Возросло количество учащихся, освоивших программы на «4» и «5» и составило 42% (38% в 2009-10 году).
В течение 2011-2012 учебного года продолжалась целенаправленная работа с одарёнными детьми. Как и в прошлом году, по итогам диагностики было выявлено 95 (10 %) одарённых учащихся по различным направлениям, создана база данных. В течение учебного года они участвовали в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, занимались в предметных кружках для одарённых детей. Учителя нашей школы ежегодно планируют индивидуальную работу с данной категорией учащихся.
Одним из условий успешной работы в данном направлении является система материального стимулирования труда учителей, работающих с одарёнными детьми.
Ещё одно важнейшее условие для развития учащихся постоянно совершенствующая материально-техническая база школы.
Школа размещается в четырёхэтажном здании 1974 года постройки. В 2007 году произведён капитальный ремонт школы. Ежегодно проводится ремонт помещений здания, созданы комфортные условия для организации образовательного процесса.
В школе есть столовая, медицинский и процедурный кабинеты, библиотека и читальный зал, актовый зал с современной музыкальной аппаратурой, спортивный зал, танцевальный класс.
Два кабинета информатики и мультимедийный класс оборудованы современной техникой: компьютеры 2010 года выпуска, жидкокристаллические мониторы, сканер, лазерный принтер, мультимедийные проекторы и принтеры во всех учебных кабинетах, 5 интерактивных досок, 43 компьютера объединены в локальную сеть и имеют выход в Intenret.
В 2008 г. в рамках приоритетного национального проекта «Образование» школой получены типовые комплекты учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов химии и биологии. А также приобретены: комплект современного оборудования для кабинета физики и два лингафонных кабинета для преподавания английского языка. Учебный кабинет технологии для девочек имеет специальное оборудование, необходимое для организации современного учебно-воспитательного процесса (комплект швейных машин, холодильник, электроплита, кухонный комбайн, микроволновая печь, отпариватель, миксер и т.д.). Музыкальный кабинет и актовый зал оснащены не только компьютерным, но и звуковоспроизводящей современной аппаратурой (музыкальный центр, микрофоны, колонки и т.д.)
Школьная библиотека обеспечена необходимой художественно-публицистической, методической, справочной литературой, периодическими изданиями. Сегодня школа оснащена учебниками на 100%, имеет видеотеку и фонд мультимедийных пособий по всем общеобразовательным предметам учебного плана.
Помимо спортивного зала, на территории школы в 2008 году создан современный спортивный комплекс, который активно используется не только учащимися нашей школы, но и всего микрорайона и города.
С 2009 г. общеобразовательное учреждение перешло на сметное планирование в условиях бюджетных нормативов затрат на одного обучающегося.
Исходя из численности обучающихся, определяется сумма выделяемых средств (средства субвенции) на учебные расходы. До 85% выделяемых средств субвенции используется на модернизацию учебного оборудования.
Ежегодно учащиеся школы принимают активное участие в предметных олимпиадах различных уровней.
Так, в прошлом учебном году 402 ученика школы участвовали в школьной олимпиаде. 80 призёров школы участвовали в муниципальном туре, 12 из них стали победителями и призёрами, а 5 – участниками регионального тура.
Данные о призёрах районной и областной олимпиады показывают, что работа с одаренными детьми ведется не на должном уровне. Остается множество нерешенных проблем: отсутствие источников материального стимулирования учащихся - победителей олимпиад и различных конкурсов, отсутствие стабильной организованной работы учителей по работе с одаренными детьми.
С другой стороны необходимо отметить работу педагогического коллектива по активному участию в апробации новых независимых форм промежуточной и итоговой аттестации.
В 2011-12 учебном году продолжилось сотрудничество с центром тестирования ДГТУ, который осуществлял тестирование учащихся школы.
Сравнительный анализ результатов ЕГЭ 2009, 2010 и 2011годов показывает положительную динамику показателей:
- средний балл по МОУ СОШ № 4 выше практически по всем предметам в 2010 году, чем в 2009, а в 2011 –чем в 2010 году.
- средний балл по МОУ СОШ № 4 выше среднерайонного значения по русскому языку, математике, обществознанию, истории, физике, химии, английскому языку;
- результат МОУ СОШ № 4 по математике и химии занимает первое место среди школ района, а по русскому языку – второе; а, в общем, по результатам ЕГЭ – 2011 МОУ СОШ № 4 на первом месте в Аксайском районе;
- сохранилась положительная динамика количества выпускников, набравших балл ниже минимального ( 2 человека в 2011 году, 2 человека в 2010 году, 10 – в 2009 году).
По сравнению с итогами ЕГЭ в РО средний балл в МОУ СОШ № 4 выше по русскому языку, математике, обществознанию, истории, физике, химии, географии; а по сравнению с РФ – по русскому языку, математике, обществознанию, истории, физике, химии.
Положительная динамика результатов ЕГЭ обусловлена следующими причинами:
- систематическое проведение промежуточной аттестации в форме ЕГЭ совместно с РЦОИ не только по русскому языку и математике, но и по предметам по выбору в 10-х, 11-х классах, позволяет своевременно выявить пробелы в знаниях каждого отдельного учащегося по всем темам и вести коррекционную работу по их ликвидации;
- учителями на уроках ведётся систематическая работа с тестами, а также работа по формированию навыков правильного и чёткого заполнения бланков;
- в 2010-2011 учебном году использовались часы, отведённые на кружковую работу, для подготовки учащихся к ЕГЭ не только по русскому языку и математике, но и по предметам по выбору;
- активное использование ресурсов интернета, работа с демоверсиями КИМов;
- более осознанный выбор выпускниками необязательных предметов и целенаправленная совместная работа по подготовке к ЕГЭ по ним учителей и учащихся.
В течение ряда лет учащиеся нашей школы успешно принимают участие в апробации независимой формы итоговой аттестации по русскому языку. В прошлом учебном году впервые все учащиеся 9-х классов участвовали в апробации не только русского языка, но и математики. При этом все 100% подтвердили свои знания.
2011-12 год – четвёртый в реализации очередного этапа программы информатизации МОУ СОШ №4. Анализ данных по результатам выполнения программы за этот году позволяет сделать следующие выводы.
1. В основном коллектив МОУ СОШ № 4 достиг ожидаемых результатов по следующим показателям:
- учащиеся школы изучают предмет «Основы информатики и вычислительной техники» с 5 класса по 11 класс непрерывно и практический курс «Информационные технологии» в 8 классах;
- пополнилась материально-техническая база: начал работу медиакабинет, установлены медиапроекторы в кабинетах химии и физики, компьютеры во всех кабинетах
- количество педагогов, владеющих современными информационно-коммуникационными технологиями выросло до 90%;
- количество учителей, использующих информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе, увеличилось до 60%;
- организован доступ учащихся и учителей к российским и глобальным информационным ресурсам;
- создана медиатека, содержащая мультимедиа-продукты по различным предметам.
Методическая работа
Методическая работа школы в 2011-12 учебном году была направлена на повышение профессиональной компетентности учителей школы в русле целевого управления качеством образования в условиях инновационного муниципального образовательного пространства.
Цель методической работы в пошлом году - обновление системы методической работы в русле реализации инициативы «Наша новая школа» в основном была достигнута: проводились педагогические эксперименты по поиску новых технологий, форм и методов обучения; учителя обобщали и распространяли свой педагогический опыт; активно участвовали в работе районных творческих групп сетевого взаимодействия.
Истекший учебный год был плодотворен в реализации инициативы российского образования «Наша новая школа»:
• В информационной области: создан банк данных педа-гогической информации и педработников школы (сроки аттестации, курсовая подготовка).
• В диагностико - прогностической области: на основании про-ведённых диагностик потребностей педагогических кадров и инфор-мационных потребностей учителей часть коллектива успешно овладела информационными технологиями на курсах при ИПК и ПРО, 6 учителей начальных классов прошли курсовую подготовку по ФГОС-2 поколения: Казорина А.А., Захарова Т.В., Найда Л.Л., Сизова Н.А., Кондратенко В.В., Цыс Л.А.
В области содержания образования: была проведена работа с педагогическими кадрами по изучению государственных стандартов образования. Проведены следующие методические семинары:
1)«Президентская инициатива «Наша новая школа»»
2) «Федеральный государственный стандарт начального, основного общего образования».
3) Порядок аттестации педагогических работников, утверждённый приказом МО и науки от 24.03.2010г.
• В области повышения квалификации: 19 педагогов школы в этом учебном году успешно подтвердили и повысили свои квали-фикационные категории:
Высшая категория – Сизова Н.А., Роговенко З.Б., Изюмова И.В., Полякова В.П., Опрышко А.И., Фетисова В.А., Тищенко Т.Г., Найда Л.Л., Поротникова И.Ю.
Первая категория – Ефимченко И.И., Куница С.М., Сильянов С.В., Донченко Е.В., Прядко В.Г., Цыс Л.А., Горяйнов В.М., Кондратенко В.В.
Вторая категория: Самосюк И.А.
• Прошли курсовую переподготовку на базе ИПК и ПРО: Казорина А.А., Захарова Т.В., Найда Л.Л., Сизова Н.А., Кондратенко В.В., Цыс Л.А., Опрышко А.И., Рейфегерст П.В., Самосюк И.А.
Работа методических объединений также имела позитивный характер. Все методические объединения приняли активное участие в школьных и районных Олимпиадах.
МО учителей русского языка и математики успешно участвовали в апробации независимой формы аттестации в 9-х классах (все 9 классы приняли участие в данной форме аттестации и подтвердили свои годовые отметки).
Честь школы в конкурсе «Учитель года - 2011» защищали Тютерева Т.Н. и Матвеева С.В.,в конкурсе «Учитель года - 2012» защищали Шулаева Т.Р. и Поспелова В.В.
Школьные методические объединения русского языка и литературы, общественных наук, общетехнических наук интересно, содержательно и увлекательно провели разнообразные мероприятия в рамках предметных недель: «Вечер памяти А.С. Пушкина», «Презентации о почетных гражнах нашего города». Воспитанники Адамовой Г.В., Зеленовой О.Н., Роговенко З.Б., Обуховой Т.В., Батлук Г.М., Третьяковой И.Н., Матвеевой С.В. приняли активное участие в районной практической конференции «Мир и мы» (2 участника стали победителями)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 наряду с другими ОУ Аксайского района в 2011-12 учебном году активно продолжило участие в организации деятельности районной методической службы на принципах сетевого взаимодействия и внедрению в учебную деятельность педагогов школы инновационных процессов, 54 педагога (88 % участвовали в реализации муниципальной модели ММС Аксайского района).
Районные творческие группы, в которых участвовали педагоги школы:
• «Современные подходы в обучении литературы при освоении УМК под редакцией Г.С. Меркина».
• Рабочая программа по английскому языку в условиях введения стандартов II поколения.
• Использование электронного журнала и дневника – современный способ повышения качества образования.
• Предпрофильная подготовка и профильное обучение в математическом образовании как фактор индивидуализации и социализации обучающихся.
• Отработка моделей реализации регионального обучения и методическое обеспечение процесса воспитания духовно-нравственной культуры обучающихся.
• Особенности современного урока в свете требований государственных стандартов II поколения.
• Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе.
• Использование ИКТ и Интернет-технологий в процессе изучения ОБЖ и ФК.
• Формирование информационной и познавательной компетентности школьников во внеурочной деятельности средствами ИКТ.
• Интеграция ОО «Технология» с другими областями.
• Современные подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся в условиях развивающего обучения.
• Повышение качества образования через реализацию инновационных технологий на уроках химии, физики, биологии.
• Формы и методы организации и подготовки обучающихся к итоговой аттестации.
Образовательные области, в которых участвовали педагоги школы в условиях модели сетевого взаимодействия: филология, математика, начальное образование, физическая культура и ОБЖ, информатика, технология, естествознание.
При переходе на аттестацию педагогов (в соответствии с новым порядком аттестации) проведены два методических семинара с привлечением экспертов, прошедших курсы по экспертированию (Изюмова И.В., Казорина А.А.) для всего педагогического коллектива. Этот вопрос обсуждался на заседаниях всех ШМО.
В образовательном учреждении проведена серьезная работа при подготовке к новым стандартам: курсы ПК для педагогов, методические семинары и совещания, тематические заседания РМО, школьные методические советы.
В 2011-2012 учебном году учителя школы активно диссеминировали (распространеняли) свой педагогический опыт на школьных и районных методических объединениях, а также в творческих группах:
• МО словесников: Кузьмина И.А. «Апробация учебника под редакцией С.И. Львовой»;
• МО историков: Третьякова И.Н. «Метапредметы как средство познавательной активности учащихся»;
• МО учителей физической культуры и ОБЖ: Тендитников С.А. – участие с фестивале инноваций в роли тьютора;
• МО учителей математики: Головина Л.В. и Подшибякина Е.А. «Подготовка учащихся к успешной сдаче экзаменов в форме ЕГЭ».
• Публикации педагогов школы в сборнике «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок», в местных газетах.
Основными направлениями инновационной деятельности школьной методической службы в прошлом году были:
- обновление содержания образования: ведение новых программ, курсов; (курс: «Жизнетворчество » для учащихся начальной школы);
- апробация новых УМК («Русский язык» под ред. С.И.Львовой, новый учебник литературы под ред. Снежневской М.А.) учителя Чайкина О.Н. и Кузьмина И.А.;
- информатизация образовательной среды школы (третья часть коллектива владеет информационными технологиями и успешно применяет их в своей учебной деятельности);
- освоение современных педагогических технологий: арттехнологии (учитель: Изюмова И.В.) , технологии «ТРИЗ» (учитель: Найда Л.Л. и учителя начальных классов школы), технология критического мышления (учителя: Иванова Н.К., Третьякова И.Н. );
- новые подходы к проведению государственной (итоговой) аттестации: апробация независимой формы аттестации по русскому языку и алгебре для учащихся 9-х классов;
- применение новых форм и методов в воспитательном процессе, которое выражается в развитии у подрастающей личности креативности, деятельностного и творческого начал (школьный совет самоуправления);
- апробация независимой формы аттестации учащихся начальной школы при их переходе на вторую образовательную ступень (тестирование через центр диагностики и тестирования ДГТУ.)
- участие школьников во всесоюзной игре «Русский медвежонок – языкознание для всех».
Работу методической службы школы за истекший период можно оценить положительно.
Воспитательная работа
Воспитательный процесс в школе строится комплексно, в его основе лежит стремление к гармоничному развитию личности ребенка, к выявлению индивидуальных особенностей и интересов.
Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:
• познавательная деятельность, в которой классные руководители стремятся расширить кругозор школьников, приобщить их к книге, формировать потребность в самообразовании;
• ценностно-ориентированная деятельность, направленная на развитие способности рационального осмысления общечеловеческих ценностей;
• трудовая деятельность, направленная на приобретение различных трудовых навыков в виде самообслуживания и общественно полезного труда;
• общественная деятельность, которая формирует гражданскую позицию личности
• художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение личности. воспитывающая потребность в прекрасном;
• спортивная деятельность, формирующая стремление к здоровому образу жизни;
• свободное общение, в процессе которого воспитывается стремление школьника к полноценному досугу и культура межличностного общения.
Деятельность учащихся по данным направлениям осуществляется в школе в конкретных формах:
• создание детского общественного объединения «Бригантина» и Школьного Совета самоуправления;
• проведение общешкольных тематических вечеров;
• организация разнообразных спортивных соревнований;
• организация предметных недель;
• проведение традиционных классных часов и вечеров.
Успешно работают различные спортивные секции.
Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся начальной школы.
Содержание внеучебной деятельности учащихся 1-4-х классов обусловлено целевым ориентиром - образом выпускника начальной школы. Оно направлено на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей.
Организационно-деятельностный компонент воспитательного процесса включает и такие элементы, как:
• технологии (методики) воспитания: приемы и методы моделирования воспитательной системы класса, методы коллективной творческой деятельности, творческая мастерская, игровые и др.;
• формы организации воспитательного процесса: праздник, коллективное творческое дело, викторина, конкурс, выставка, экскурсия, устный журнал, беседа и др.;
• ученическое самоуправление, осуществляемое в рамках классного коллектива (институт дежурных командиров, система индивидуальных и групповых поручений, организация работы советов дела).
На третьей ступени общего образования приоритетным видом деятельности является познавательно-профессиональная. Ей принадлежит роль системообразующего фактора в построении системы воспитания старшеклассников. Не случайно интеллектуальные игры и конкурсы, предметные олимпиады, недели, вечера относятся к разряду основных форм организации процесса воспитания учащихся 10-11-х классов. Участие старшеклассников в познавательно-профессиональной деятельности должно не только способствовать обогащению их представлений об окружающем социальном и природном мире, но и содействовать личностно-профессиональному самоопределению.
Значительно расширяется пространство для проявления творческой активности учащихся 10-11-х классов в жизнедеятельности школы. Свою субъектность и индивидуальность они могут проявлять в жизни не только класса, но и всего школьного сообщества. По сравнению с другими возрастными группами школьников старшеклассники имеют наибольшее представительство в Совете Ученического самоуправления.
Главной задачей работы школы 2011 – 2012 учебого года была реализация требований федеральной и региональной образовательной политики, обеспечение качественного образования детей микрорайона в соответствии с законом РФ «Об образовании».
В связи с этим воспитательная работа педагогического коллектива была направлена на решение задач, способствующих продуктивному функционированию школьной образовательной системы. Работа велась по плану, который является частью общешкольного плана работы.
В 2011– 2012 учебном году в школе работало 36 классов. Общее количество учащихся на начало года– 906 человек, на конец года 891.
В сентябре – октябре педагогический коллектив школы участвовал в проведении социально – педагогического мониторинга, в результате которого было установлено, что 170 учащихся проживает в малообеспеченных семьях, 178 учащихся проживают в неполных семьях, 56 учащихся из многодетных семей, 2 учащихся проживают в семье, находящейся в социально – опасном положении, под опекой находится 5 учащихся, 1 семья состоят на учете РОО, как находящихся в социально – опасном положении.
УВП представляет собой целостную систему, где сохраняется единство обучения и воспитания. Так как методологическую основу образовательной деятельности школы составляет личностно-деятельностный подход, то при отборе содержания воспитания учитываются базовые педагогические процессы, а именно:
- педагогическая поддержка ребенка как человека: сохранение его телесного и душевного здоровья, соблюдение его прав и свобод, развитие его нравственности, забота о его личностном развитии;
- культурная идентификация, т.е. востребование культурных способностей культурных способностей и свойств личности;
- социализация, т.е. вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности;
- развитие индивидуальности, т.е. самобытности личности, ее творческого потенциала, становление индивидуального образа человека;
- духовно-нравственное развитие личности, т.е. овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга), способности делать выбор между добром и злом.
Единство обучения и воспитания обеспечивается работой предметных кружков «Юный эколог» (руководитель Обухова Т.В.), «Юный математик» (руководитель Поротникова И.Ю.), литературный клуб (руководитель Батлук Г.М.), проводятся предметные недели.
В конце года проводилась диагностика уровней воспитанности учащихся. Анализ показал, что 17% учащихся обладают высоким уровнем воспитанности (личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности); у 71% учащихся достаточный уровень воспитанности (сформированы, в основном внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях); 11% учащихся обладают низким уровнем воспитанности (личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию); 1% учащихся имеют неудовлетворительный уровень воспитанности (саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению)
Кроме того, в конце года проводилась диагностика интересов, способностей и потребностей ребенка. Основные направления интересов во внешкольной деятельности учащихся – спортивное (36%) и творческое (31%). Ведущие потребности зависят от возраста школьников. У младших школьников ведущими потребностями являются потребности быть школьником (стремление внешне, поведением соответствовать роли школьника), быть успешными в учебе, в признании своей «школьности» учителем, а потом одноклассниками. Ведущими потребностями младшего подростка являются потребности быть, казаться взрослым (что отождествляется подростком с самостоятельностью: «Я не маленький», с независимостью от взрослых в общении, с самостоятельностью в реализации своих интересов). У старших подростков ведущими потребностями является освоение внешнего «рисунка» взрослой деятельности, поведения, общения), стремление к самоутверждению себя в роли взрослого. Ведущими потребностями старшеклассников являются потребности в общении, в обособлении, в жизненном самоопределении как более или менее осознанном принятии и выработке своей личной индивидуальной позиции в отношении мира, себя, своего настоящего и будущего.
Все классные руководители работают на основании планов воспитательной работы, в которых устанавливаются следующие задачи:
-помощь в становлении личности обучающегося;
-организация воспитывающей и развивающей деятельности.
В целях формирования у учащихся потребностей здорового образа жизни в школе проводились Дни большой профилактики, куда приглашались представители РОВД, администрации города, прокуратуры, здравоохранения (детский нарколог Бондаренко Ю.А., специалист Центра планирования семьи Богданова Е.А.) В рамках Дней профилактики проводился просмотр учащимися школы документальных фильмов, направленных на борьбу с пагубными пристрастиями (наркоманией, алкоголизмом, табакокурением),
В феврале 2011 г. в школе была проведена акция «Голосуем за жизнь!», направленная на борьбу с пагубными привычками. В рамках этой акции среди учащихся был проведен конкурс плакатов и газет, классные часы «Наше кредо – здоровый образ жизни», классные родительские собрания, учеба педагогического коллектива, заседание МО классных руководителей, выступление школьной агитбригады. Школьники приняли участие в районном конкурсе рисунков «Дети Дона против наркотиков»
В целях создания условий для формирования у учащихся здорового образа жизни в 2010– 2011 учебном году была продолжена работа по развитию детского юношеского спорта, проведен педсовет. В школьных спортивных кружках и секциях занималось следующее количество учащихся:
Футбол 45 чел. 7 – 11 кл.
Традиционными стали соревнования по различным видам спорта по параллелям.
Формированию здорового образа жизни способствовали походы в Мухину балку, где проводились игры, спортивные состязания.
Ежегодно в школе проводится месячник военно – патриотической работы. В рамках месячника прошли соревнования: «Служу Отечеству» (7 – 11 кл.), «Веселые старты» (1-6 кл.), «Готовься стать защитником Отечества» (9 – 11 кл.). Был проведен конкурс стихов «Россия – Родина моя», викторина «Помнит мир спасенный», по классам прошли уроки мужества, посвященные освобождению г.Аксая от фашистских захватчиков, старшеклассники приняли участие в митинге, посвященном освобождению г.Аксая.
В рамках работы по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма формированию здорового образа жизни способствовали следующие мероприятия: операция «За безопасность детей на дорогах», проводимая с 20 августа по 15 сентября, месячник «Внимание, дети!», в рамках которых проводились разработка безопасных маршрутов «Мой путь из дома в школу и обратно», конкурс рисунков «Светофор – мой друг» (март), конкурс газет «О правилах дорожного движения в шутку и всерьез» (ноябрь), конкурс плакатов «Мы за безопасность дороги» (ноябрь), классные часы «Ответственность за нарушение ПДД» (декабрь), классные часы по изучению правил дорожного движения, встреча с представителем ГИБДД (сентябрь, март), оформление стенда «Светофор – мой друг» (1раз в четверть).
Неоднократно проводились профилактические беседы школьного врача с учащимися на тему «Твое здоровье в твоих руках».
В классах проводились родительские собрания «Здоровье детей – основная забота родителей».
Одним из приоритетных направлений в 2010 – 2011 учебном году была работа по созданию условий для воспитания патриота, гражданина. Коллектив школы имеет прочные традиционные связи с районным Советом ветеранов. Встречи учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны проходили в феврале и в мае.
Ежегодно в школе проводится месячник военно – патриотической работы. В рамках месячника прошли соревнования: «Служу Отечеству» (7 – 11 кл.), «Веселые старты» (1-6 кл.), «Готовься стать защитником Отечества» (9 – 11 кл.). Был проведен конкурс стихов «Россия – Родина моя», викторина «Помнит мир спасенный», по классам прошли уроки мужества, посвященные освобождению г.Аксая от фашистских захватчиков, старшеклассники приняли участие в митинге, посвященном освобождению г.Аксая.
В апреле – мае 2011г. учащиеся школы приняли активное участие в «Вахте памяти». В этот период был проведен конкурс газет, смотр художественной самодеятельности с приглашением ветеранов ВОв. Учащиеся школы приняли участие в митинге – реквиеме 8 мая, в торжественном митинге 9 мая. Кроме того, учащиеся школы посетили экскурсию, организованную Аксайским краеведческим музеем «Здесь проходила война».
Литературный клуб изучает особенности русского языка, что способствует формированию любви к своей родине у учащихся.
Патриотическому воспитанию учащихся способствовало участие школьников в праздновании Дня города. Дети приняли участие в конкурсах, викторине в честь г.Аксая, совершили экскурсию по выставочному залу творческого объединения «Мягкая игрушка».
Становлению гражданской позиции учащихся способствует деятельность такого объединения как вокальная студия, которая принимала активное участие в школьных, городских, районных смотрах и конкурсах. Всего в школьных кружках и секциях занимаются 176 учащихся. 478 учащихся занимаются в кружках и секциях системы дополнительного образования г.Аксая и Ростова-на-Дону.
Формированию гражданской позиции учащихся способствует деятельность таких детских объединений как «Юный эколог» (10 чел. учащихся 5 – 7-х кл.) Учащиеся, входящие в это объединение подготовили и провели два экологических месячника «Экология, безопасность, жизнь», в рамках которых прошли праздник земли и воды, праздник птиц, конкурсы и викторины, живые газеты. Кроме того, в рамках этих месячников были проведены беседы «Берегите природу», фотоконкурс «Мир, в котором я живу», фотоконкурс «Мои домашние животные», оформление классных комнат зелеными растениями, выставки поделок, букетов, композиций «Природа и фантазия», олимпиада знатоков биологии, выпущен экологический бюллетень «Азбука здоровья», проведен опрос детей на лучшее предложение по улучшению экологической обстановки в школе, акция «Поможем птицам», конкурс на лучший скворечник, выставка рисунков «Ученики за чистую землю», анкетирование учащихся «Экология и мое здоровье», по итогам мониторинга 9, 10, 11 кл. выпущен «Листок здоровья».
В рамках месячника противопожарной безопасности были проведены следующие мероприятия: уроки по противопожарной безопасности, участие в игровой программе «Мы с пожарными друзья». Кроме того, мы тесно сотрудничали с ВДПО, в рамках нашей совместной работы прошли беседы с учащимися 1 – 6 классов на противопожарную тематику. Были организованы экскурсии в пожарную часть №44 г. Аксая, проведен конкурс рисунков, плакатов, стенных газет и поделок из природного материала на противопожарную тематику. По результатам конкурсов ВДПО вручило победителям подарки.
На базе МОУ СОШ №4 работает 14 кружков: школьная видеогазета «Четверка», «Юный корреспондент», «Юный физик», «Юный информатик», вокальная студия, «Юный эколог», «Краевед», «Юный биолог», «Клуб любителей русского языка», «Юный математик», «Юный химик», секция футбола, клуб ЮИД, клуб ДЮП. Финансирование происходит за счет часов на внеклассную работу; ДЮП за счет средств бюджета РЦДОД.
Подготовка к учебно – полевым и лагерным сборам учащихся 10-х классов школы проводится по следующей программе:
1. Разъяснение целей и задач 40-часовой программы по разделу «Основы военной службы» в часы занятий.
2. Издание приказа по школе о проведении учебно – полевых сборов.
3. Проведение инструктажа по технике безопасности и правилам поведения во время сборов.
4. Рассмотрение вопроса о допуске учащихся к учебно – полевым сборам по состоянию здоровья совместно с врачом школы
В лагерных сборах участвуют 12 человек.
Организация летнего отдыха, оздоровления, занятости детей.
Учащиеся 1 – 4 классов в июне отдыхали в летнем пришкольном лагере «Кораблик» (60 человек), учащиеся 5 – 11 классов – на летней пришкольной площадке «Бригантина» (84 человека).
Учащиеся школы отдыхали:
Лагеря отдыха - 684
Отдых с родителями - 656
В 2011 – 2012 учебном году в школе продолжал работу совет самоуправления. Учащиеся, входящие в совет, приняли активное участие в подготовке и проведении таких мероприятий как «Осенний бал», «Новогодний бал», месячников «Внимание, дорога!», «Экология, безопасность, жизнь», противопожарной безопасности, «Я – гражданин России», «Тепло наших рук», месячников военно – патриотической работы и др. Необходимо отметить, что деятельность Совета самоуправления была очень активна. Члены Совета проявляли максимум инициативы в подготовке мероприятий.
Школа является активным участником городских и районных мероприятий. Грамотами районного конкурса изобразительного искусства «И на Марсе будут яблони цвести», посвященном 50-летию первого полета человека в космос, награждены Ярош Влада (1 место), Асланян Ася (2 место), Закирова Фаина (3 место), Закирова Татьяна (3 место).
Грамотами за активное участие в районном конкурсе детского изобразительного искусства «Мир науки глазами детей» награжден Червонный Михаил. Призером этого конкурса является Оганджанян Диана (3 место).
Дипломы районного конкурса детского изобразительного искусства «Мой город любимый-красавец Аксай», посвященного 440-летию со дня образования Аксая, получили Климов Илья (1 место), Денисова Марина (2 место), Анисимов Дмитрий (2 место), Оганджанян Диана (3 место), Горбунова Ангелина (3 место).
Коллектив школы получил грамоту за активное участие в районной акции «Земля – наш общий дом» за активную позицию в деле сохранения культурных традиций и нравственных ценностей по отношению к природе Донского края.
Команда юнармейцев заняла 1 место на этапе «Познавательный» в районных военно-спортивных состязаниях «Служу Отечеству», посвященных 68-летию освобождения Аксайского района в годы Великой Отечественной войны».
Краеведы школы получили грамоту за творческие достижения в реализации областной программы патриотической работы «А завтра была война», посвященной 70-летию начала Великой Отечественной войны. Грамотой также награждена Пастухова Екатерина.
В районном конкурсе лидеров детских общественных объединений и ученического самоуправления «Лидер года-2011» победу в номинации «Надежде программы – 2020» получил Жегалин Павел.
Коллектив МОУ СОШ №4 награжден грамотой ГПУ РО «Природный парк «Донской» за активное участие во Всероссийской акции «Покормите птиц» и воспитание у учащихся ответственности за все живое на Земле.
Школа награждена грамотой за 3 место по итогам районного смотра художественной самодеятельности «Добротой спасется мир» Призером этого конкурса стал ансамбль «Элегия» (руководитель Зубкова М.И.), занявший 3 место в номинации «Вокальное искусство».
Учащиеся школы награждены грамотами за участие в районном смотре-конкурсе «Юные таланты за безопасность». Галкина Валерия завоевала 1 место а номинации «Хореографическое искусство», Зазулина Яна получила грамоту за оригинальное выступление в номинации «Хореографическое искусство», Коруненко Ольга - в номинации «Театральное искусство в направлении «Стихотворение».
Учащиеся школы стали победителями и призерами XII районного Фестиваля детской и молодежной прессы. Сайфулина Дарья – 3 место в номинации «Проба пера» конкурса «Мы – молодые!», Теряева Анастасия – 3 место в конкурсе «Аксу-Аксай, казачий край» Губина Елизавета – 3 место в конкурсе «Наше право», Коробко А. и Пустухова Екатерина награждены грамотой за активное участие в творческом конкурсе «Вдохновение». Кружок «Юный корреспондент» получил 3 место в номинации «Внимание! Говорит пресс-служба!»
Агитбригада ДЮП заняла 3 место в районном смотре-конкурсе агитплакатов «Не бывать пожару, не пылать земному шару».
Козлов Никита, Ласкова Дарья, Анисимов Дмитрий, Кобяцкий Кирилл, Симонян Вартан - победители районного смотра-конкурса детского творчества «Мы с пожарными друзья!»
Уголок пожарной безопасности Дружины юных пожарных стал лучшим в районе. Отряд ДЮП под руководством Горяйнова В.М. ежегодно становится победителем районных и призером областных соревнований по пожарно-прикладному спорту. Так, команда ДЮП заняла 2 место на этапе «Боевое развертывание» в соревнованиях по пожарно-прикладному спорту среди ДЮП школ Аксайского района, 1 место в общезачетном турнире, 1 место на этапе «Полоса препятствий», 2 место в областных соревнованиях по пожарно-прикладному спорту, 2 место в областных соревнованиях по боевому развертыванию.
Команда ДОО «Бригантина» награждена грамотой за активное участие в конкурсе ораторского мастерства «Думают и говорят молодые» в рамках областного фестиваля детей и молодежи «Возьмемся за руки, друзья!»
ДОО «Бригантина» получило грамоту за активное участие в реализации программы РДОО «Созвездие Аксу».
Командование Южного регионального центра МЧС России выразило благодарность учащейся школы Енукидзе Татьяне за участие в праздничном концерте, посвященном 66-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне».
Сертификаты участников Областного конкурса «Сделай выбор», проводимого в рамках Областной программы по энергосбережению «Природа – Энергия – Будущее» получили Иозефи Кристиан, Пронина Дарья.
Дипломами победителя за победу в дистанционном мероприятии «Конкурс рисунков «Мира космоса» награждены Закирова Фаина, Закирова Татьяна, Ярош Влада.
Пастухова Екатерина награждена дипломом лауреата I Сретенских чтений «Подвижничество героев Отечества с IX – XXI век», дипломом участника Международного конкурса детского рисунка «Пушкин глазами детей», дипломом участника районного фестиваля исследовательских работ, проектных и творческих работ «Святыни земли Аксайской».
Команда школы заняла 1 место в Открытом первенстве Аксайского района по волейболу среди команд юношей, 3 место в первенстве по мини-футболу на учебных сборах Аксайского района.
В I полугодии 2011 – 2012 гг. школьники приняли активное участие в XIII Фестивале детской и молодежной прессы Аксайского района. Снеговская Ирина заняла 1 место в конкурсе «Мы – молодые!», Топоркова Виктория – 1 место в номинации «Нет вредным привычкам!» в конкурсе «Мы – за здоровый образ жизни», Коробко Александр – 1 место в конкурсе «Вдохновение», Ханжина Анастасия – 2 место в конкурсе «Не бывать пожарам, не пылать земному шару!» За творческий дебют «В мире сказок» в конкурсе «Вдохновение» награждена Шмелева Юлия. Червонный Михаил и Волкова Диана – за активное участие в реализации проекта «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» в конкурсе «Во славу воина-Победителя!»
Кружок «Юный корреспондент» занял 1 место в конкурсе «Мы – молодые» в номинации «Внимание! Говорит пресс-служба!»
Исторический клуб «Клио» получил грамоту за 2 место в реализации проекта «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» в конкурсе «Во славу воина-Победителя!»
Команда ДЮП школы заняла 1 общекомандное место, 1 место в отдельном виде программы – боевое развертывание, 1 место в отдельном виде программы – пожарная эстафета - в зональных соревнованиях по пожарно-прикладному спорту среди ДЮП ОУ Ростовской области, 3 место в боевом развертывании в Областных соревнованиях по пожарно-прикладному спорту, 2 общекомандное место в Областных соревнованиях, 1 место в пожарной эстафете в Областных соревнованиях
Команда «Жара» заняла 1 место в районном конкурсе «КВН «01».
Команда школы награждена грамотой за 3 место в районном туристическом слете команд ОУ АР
Отряд ЮИД занял 2 место в районном смотре готовности отрядов ЮИД, 1 место в Областном.
В течение 2010 – 2011 учебного года были проведены следующие общешкольные мероприятия, организованные классными руководителями: «Посвящение в ученики» (отв. Найда Л.Л.), литературно-музыкальная композиция, посвященная 8 марта (Кравченко Н.Н., Мельникова А.А.), конкурс «А ну-ка, мальчики!» (отв. Сизова Н.А., Зеленова О.Н.), праздник «Проводы Осени» (отв. Адамова Г.В.), акция «Письмо ветерану» (Смахтина Л.А.), праздники «Рождество», «Пасха» (отв. Рейфегерст П.В.), конкурс «А ну-ка, девочки!» (отв. Самосюк И.А.), акция «Зебра» (отв. Батлук Г.М.), конкурс рисунков, посвященных Дню Победы (отв. Куница С.М.), новогдние поздравления учащихся начальной школы (отв. Подшибякина Е.А.), конкурс газет и плакатов «Мы за здоровый образ жизни!» (отв. Третьякова И.Н.), рождественские святки (отв. Марочкина Л.И.), спортивные эстафеты в Мухиной балке (отв. Кузьмина И.А.), турнир по мини-футболу (отв. Тендитников С.А.), конкурс журналистских работ (отв. Поспелова В.В.), акция «Помоги инвалиду» (отв. Поспелова В.В.), зарничка (отв. Мисеврина Н.И.), посвящение первоклассников в пешеходы (отв. Позднякова О.П.), литературно-музыкальная композиция «Уж небо осенью дышало» (отв. Матвеева С.В.), конкурс кабинетов, рисунков, плакатов, поделок к Новому году (отв. Ефимченко И.И.), Осенний бал (отв. Чайкина О.Н.), фестиваль русской поэзии (отв. Чайкина О.Н.), конкурс «Ученик года» (отв. Изюмова И.В.), праздник последнего звонка (отв. Головина Л.В., Крупененкова И.Е.), выпускной бал (отв. Поротникова И.Ю., Рачкова И.Н.)
Учащиеся вместе с классными руководителями побывали в Танаисе, Азове, ст. Старочеркасской, Новочеркасске, Ростове. Были организованы экскурсии в дельфинарий, на фабрику мягкой игрушки, на хлебозавод в г. Батайске, зоопарк.
В конце учебного года в школе был проведен конкурс «Ученик года – 2011». Победителями стали:
- среди 2 – 4-х классов Ласкова Дарья, Малофеева Вероника, Маркарян Артем
- среди 5 - 6-х классов Денисова Марина; Волкова Диана
- среди 7-х – 8-х классов Пронина Дарья, Топоркова Виктория, Снеговская Ирина
- среди 9 – 11 классов Дягтярев Юрий, Андрианова Анастасия, Ляхова Елена.
Призеры по номинациям:
- «Надежда Российского спорта» - Асланян Каринэ;
- «Надежда школы» - Халяпина Элеонора;
- «Гордость школы» - Хоменко Мария; Червонный Михаил
- «Незаменимые» - Полякова Маргарита;
- «За волю к победе» - Титанян Эдуарда, Асланян Ася
Итак, исходя из вышеизложенного следует, что в 2011-12 учебном году педагогическому коллективу МОУ МОШ №4 предстоит решить следующие задачи:
1. Неукоснительное выполнение инвариантных требований к общеобразовательной школе:
- соблюдение принципов государственной образовательной политики;
- соблюдение образовательных стандартов, санитарно-гигиенического режима в организации образовательного процесса, сохранение здоровья обучающихся;
- обеспечение правовой защищенности каждого участника образовательного процесса;
- достижение качественного уровня образованности на всех ступенях обучения;
- активизировать работу методических объединений математиков, иностранного языка, русского языка и литературы, эстетического и трудового циклов, физической культуры по формированию ключевых компетентностей учащихся.
2.Совершенствование управленческих технологий, сочетающих единоначалие и коллегиальность, расширяющих права и полномочия участников образовательного процесса, создающих условия для сотрудничества, способствующих росту творческой мотивации учительства. Использование научного подхода в управлении во всем его разнообразии (программно-целевой, системно - деятельностной, комплексный, мотивационный, ситуативный).
3.Завершение формирования интегрированной системы образования и воспитания, обеспечивающей продуктивную занятость детей школьной жизнью, полноценное проживание ребенком каждого из возрастных этапов его развития. На основе изучения и анализа социального заказа и педагогических возможностей школы проектирование образовательной программы «школа - вуз-регион», наиболее плотно удовлетворяющей образовательные запросы населения. Продолжить работу по привлечению родителей к более тесному сотрудничеству с педагогами школы.
4.Увеличение услуг дополнительного образования для полноценной духовной жизни школьников, формирования и реализации их личностной жизненной стратегии.
5.Совершенствование профессиональной культуры учителя и образовательных технологий, внедрение в учебный процесс новых педагогических и информационных технологий.
6.Активизировать работу с одаренными детьми.
|