Методическое объединение учителей ИСТОРИИ и ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Наш адрес
346720, Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, ул. Ленина д. 39

На главную страницу
Нормативные документы
Платные услуги
План финансово - хозяйственной деятельности
Расходы бюджетов
Администрация школы
Педагогический состав
Публичный доклад

Новости школы
История школы

Учебная работа
Методическая служба
Психологическая служба
Воспитательная работа

Математика
Русский язык и литература
История и обществознание
Естествознание
Начальные классы
Лучшие ученики














КОНСПЕКТ УРОКА.
Тема: « Внутренняя политика Николая I».
Третьяковой Ирины Николаевны учителя истории МБОУ СОШ №4 г. Аксая Ростовской области.
8класс.



Тип урока: проблемный урок-исследование.
Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала по теме урока.
Метапредметная цель урока: продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.
Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.
Рефлексивная деятельность учеников: самоосмысление и самоопределение.
Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития.
Задачи урока:
-продолжить формирование навыков работы с текстовой информацией (критическое чтение источников, их сопоставительный анализ, выявление противоречий, определение причинно-следственных связей, характеристика исторического события, выявление структуры исторического события, формулирование аргументированного ответа с выводом или обобщением);
-продолжить формирование навыков преобразования информации ;
-продолжить формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;
-развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;
-развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.
Воспитательные задачи:

1.Содействовать формированию таких мировоззренческих понятий как причино-следственные связи и отношения.
2.Способствовать формированию таких личностных качеств как способность принимать актуальные решения и нести за них ответственность.
Социально-значимая проблема- развитие учебно-познавательной, мировоззренческой компетентностей.
Личностно-значимая проблема – какое значение имеет способность человека принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность?
Показатели планируемого результата решения задач: активные действия учащихся с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.
Средства создания коммуникативной среды:
УМК А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России XIXвек» 8 класс; презентация к уроку, информационный лист.

ХОД УРОКА.
Актуализация темы и постановка проблемы.
На столах у учащихся информационные листы с текстами к уроку. На экране слайд с фотографией памятника НиколаюI. Звучит запись хора Валаамского монастыря « Боже, спаси родную Русь!».

Учитель: 21 февраля 1855 года в русских газетах появилось сообщение, явившееся полной неожиданностью не только для миллионов российских подданных, но и для всего остального мира. Это был манифест о кончине императора. Его смерть вызвала в обществе самые различные чувства. Например, среди стихов Ф. И. Тютчева имеются посвященные его памяти:
Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, -
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.
Но между тем, после знакомства с ним другой великий поэт А. С. Пушкин написал свои знаменитые «Стансы».
В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен.
На экране слайд №2 с портретом Дж. Доу « Великий князь Николай Павлович» (1823г.), но без подписи.
Учитель: Его царствование началось расстрелом и казнью собственных подданных в ходе подавления восстания 14 декабря 1825 года, а завершилось трагедией военного поражения в Севастополе. На экране появляется слайд №3 « Восстание декабристов» затем слайд №4 «Крымская война 1853-1856гг.». Между этими двумя трагическими событиями тридцать лет жизни империи, где всё определялось волей монарха.
ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ КТО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК?
Ответы учеников.(Николай Первый). На экране появляется слайд №5 с портретом Николая Первого. Звучит «Царь могучий!» в исполнении хора Валаамского монастыря. Учитель: Как можно составить объективное мнение о человеке?
Ответы учеников. (О человеке судят по его поступкам).
Учитель: поэтому мы с вами будем говорить о (объявляет тему урока) ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ НИКОЛАЯ ПЕРВОГО. Слайд №6.
Учитель: Вступая на престол, Николай не имел ясного представления о том, какой бы он хотел видеть Российскую империю. Но после унылых и мрачных последних лет царствования Александра I воцарение тридцатилетнего Николая внесло явное оживление в жизнь страны. Император довольно скоро сумел завоевать симпатии светского общества. Фрейлина А.Ф.Тютчева писала в своём дневнике о Николае Первом: «Никто, лучше как он, не был создан для роли самодержца. Он обладал для того и наружностью и необходимыми нравственными свойствами. Его внушительная и величественная красота, величественная осанка ………..всё дышало в нём живым божеством, всемогущим повелителем ………….Никогда этот человек не испытывал тени сомнения в своей власти или в законности её.»
Учитель: какие качества отмечает А.Ф.Тютчева в Николае Первом? Ответы учеников.
Учитель: обратите внимание на предыдущие высказывания А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева. Какой возникает вопрос? Ответы учеников.( Противоречивые оценки деятельности Николая Первого).
Проблема : Почему же деятельность столь целеустремленного человека имела такие неоднозначные и противоречивые оценки современников? Предположения учеников.
Учитель: В ходе следствия над декабристами был обнаружен целый ряд серьёзных недостатков в государственном управлении страной. Николай попытался упорядочить русское законодательство (о необходимости этого говорили на следствии декабристы).
Какие меры предпринял император для решения этого вопроса и укрепления государственного аппарата? Обратимся к тексту учебника ( стр.64)
Задание ученикам: ответить на вопросы: (слайд №6)
1.Какую цель ставил перед собой император?
2.Какие меры предпринимал?
3.Были эти меры эффективны, если в первой половине 19 века государственный аппарат рос примерно в 3 раза быстрее, чем население страны?
4.Почему эти меры не дали ожидаемого результата? Ответы учащихся.
Учитель: Н.И.Греч, публицист, бывший добровольный агент III отделения Собственной его императорского величества канцелярии, оценивая результаты преобразований в этой области, писал: « У нас злоупотребления срослись с общественным бытом, сделались необходимым его элементом. Может ли существовать порядок и благоденствие в стране, где из 60 миллионов нельзя набрать 8 умных министров и 50 честных губернаторов, где воровство, грабёж и взятки являются на каждом шагу, где нет правды в управлении?».
Вопрос учащимся: какой можно сделать вывод?
Вывод. (слайд №7). Мероприятия, проводимые Николаем Первым, усилили роль чиновников и не дали желаемого результата т.к. привели к росту взяточничества и коррупции.
Учитель: и теперь уже А.С.Пушкин даёт другую оценку Николаю I «Хорош-хорош, а на тридцать лет дураков наготовил».
Учитель: Какой вопрос внутренней политики Российского государства был самым актуальным в XIX веке? Ответы учеников (крестьянский вопрос).
Учитель: Так как ключевым вопросом внутренней политики по- прежнему оставался крестьянский вопрос, давайте посмотрим:
1.Как Николай Первый относился к крепостному праву?
2.Собирался ли он его отменить? Обратимся к источнику. Стр.69 учебника. « Из выступления Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842года».
Вывод:
1.Крепостное право-зло.
2.Отмена крепостного права – зло более гибельное.
3.Решать этот вопрос - преждевременно.
4.Николай боялся крестьянского бунта.
Учитель: однако, император понимал, что решать этот вопрос всё же необходимо. Первым шагом в этом направлении стали преобразования в положении государственных крестьян (19мл. человек).
Вопрос: почему преобразования коснулись только государственных крестьян? (Государство могло ими распоряжаться).
Вопрос: Какие были приняты меры для решения этого вопроса?
Обратимся к тексту учебника. Стр.66.
Давайте ответим на вопросы: (слайд №8)
1.Цели реформы.
2.Основные мероприятия.
3.Плюсы и минусы реформы.
4.Результат.
Николаем Первым были предприняты меры по изменению положения крепостных крестьян (Стр.66-67. учебника).
Ответить на вопросы: (слайд №9)
1.На что эти меры были направлены?
2.Решали они основную задачу – отмену крепостного права?
Задание ученикам (работа в парах): составьте схему, отражающую меры по решению крестьянского вопроса (слайд №10). Вывод: (слайд №11) Все эти меры улучшали положение государственных крестьян, но не решали основного вопроса, т.е. не давали крестьянам свободу и землю.
Учитель: Николаю Первому предоставлялся исторический шанс стать Освободителем крестьянства, но он им не воспользовался. Почему? Давайте ещё раз обратимся к его же словам ( учебник стр.69.) Ответы учеников.
Вывод: боялся крестьянского бунта, боялся взять на себя ответственность за последствия отмены крепостного права.
Учитель: Историк В.О.Ключевский, характеризуя общую концепцию николаевского правления, отмечал: «Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаруживающиеся ветхости с помощью всякого практического законодательства и всё это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности».
Если обратится ко дню сегодняшнему, то среди наших руководителей есть яркий пример политика, который умеет принимать ответственные решения. Это В.В.Путин. (слайд №12).
Он возглавил страну в сложный период и сумел вывести её из кризиса. Вспоминая о времени, когда ему предложили стать исполняющим обязанности президента В.В.Путин говорил: «Я не был уверен, что хочу такой судьбы….НО есть и другая логика. Судьба складывается так, что можно поработать на самом высоком уровне в стране и для страны. Когда я уже начал работать, то почувствовал удовлетворение от того, что самостоятельно принимаешь решения, от сознания , что -последняя инстанция, а значит, от тебя многое зависит. И ответственность тоже на тебе. Да. Это приятное чувство ответственности.»
И сегодня, будучи премьер-министром, в сложных условия мирового экономического кризиса, В.В.Путин не боится принимать ответственных решений, успешно руководит правительством страны. Это яркий пример чёткой гражданской позиции(слайд № 14).


Информационный лист к уроку «Внутренняя политика Николая Первого».



1.Ф. И. Тютчев.
Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, -
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

2. А. С. Пушкин. «Стансы».
В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен.

3. А.Ф.Тютчева о Николае Первом: «Никто, лучше как он, не был создан для роли самодержца. Он обладал для того и наружностью и необходимыми нравственными свойствами. Его внушительная и величественная красота, величественная осанка ………..всё дышало в нём живым божеством, всемогущим повелителем ………….Никогда этот человек не испытывал тени сомнения в своей власти или в законности её.»

4. Н.И.Греч, публицист, бывший добровольный агент III отделения Собственной его императорского величества канцелярии: « У нас злоупотребления срослись с общественным бытом, сделались необходимым его элементом. Может ли существовать порядок и благоденствие в стране, где из 60 миллионов нельзя набрать 8 умных министров и 50 честных губернаторов, где воровство, грабёж и взятки являются на каждом шагу, где нет правды в управлении?».

5. А.С.Пушкин о Николае I «Хорош-хорош, а на тридцать лет дураков наготовил».

6. Историк В.О.Ключевский об общей концепции николаевского царствования: «Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаруживающиеся ветхости с помощью всякого практического законодательства и всё это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности».

7. В.В.Путин: «Я не был уверен, что хочу такой судьбы….НО есть и другая логика. Судьба складывается так, что можно поработать на самом высоком уровне в стране и для страны. Когда я уже начал работать, то почувствовал удовлетворение от того, что самостоятельно принимаешь решения, от сознания, что - последняя инстанция, а значит, от тебя многое зависит. И ответственность тоже на тебе. Да. Это приятное чувство ответственности.»

муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г.Аксай Ростовской области
skola4aksay@yandex.ru

Используются технологии uCoz